Специальный выпуск газеты «Диабет» №1 за 2024 год

Вышел в свет специальный выпуск газеты «Диабет» за 2024 год, посвященный инклюзивному образованию детей с диабетом

Основные темы номера

Дети с диабетом в школе – новый проект Санкт-Петербургского диабетического общества

Специальный выпуск газеты «Диабет» посвящен теме инклюзивного образования детей с диабетом. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение детей в одном классе, а не в специально выделенной группе или классе при общеобразовательной школе. Инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Поиску решения проблем, связанных с обучением детей с диабетом в обычных школах, был посвящен проект Санкт-Петербургского диабетического общества под названием «Дети с диабетом в школе», поддержанный грантом Президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов.

Целью проекта «Дети с диабетом в школе» являлось обучение учителей общеобразовательных государственных учреждений базовым знаниям по сахарному диабету, особенностям сопровождения детей и подростков с диабетом в учебном процессе, правильным действиям в опасных для здоровья и жизни ребенка в экстренных ситуациях, связанных с резким снижением уровня сахара крови.

Партнерами проекта были государственные структуры: Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, СПб КГУЗ «Городской центр медицинской профилактики», РПГУ им. А.И. Герцена, СЗГМУ им. И.И.Мечникова. Реализация проекта проводилась при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Целевая группа проекта - это учителя общеобразовательных государственных учреждений всех районов Санкт-Петербурга. Ведь реальная ситуация в школах такова, что именно педагогический персонал более всего нуждается в знаниях по сахарному диабету, позволяющих принять правильные решения по оказанию необходимой поддержки и своевременной помощи детям с сахарным диабетом.

Проведенные социологические опросы педагогического персонала общеобразовательных учреждений позволили сформулировать социальную проблему целевой группы и конкретизировать основные мероприятия проекта, которые нужно реализовать для ее устранения.

Эта социальная проблема состоит в том, что учителя общеобразовательных школ не могут обеспечить качественную своевременную помощь детям и подросткам с сахарным диабетом.

Результаты опросов позволили также определить причины существования социальной проблемы, а именно:

- недостаточные знания педагогического персонала о сахарном диабете, об особенностях сопровождения детей и подростков с сахарным диабетом в образовательном процессе;

- отсутствие навыков оказания первой помощи в опасных для жизни и здоровья ребенка с диабетом критических ситуациях, связанных с резким снижением уровня сахара в крови.

Задачи проекта были непосредственно связаны с причинами существования данной социальной проблемы целевой группы и направлены на их устранение - это:

- улучшение информированности педагогического персонала общеобразовательных школ о сахарном диабете;

- повышение уровня знаний педагогического персонала общеобразовательных школ о критических ситуациях, которые могут возникнуть в процессе обучения детей и подростков с сахарным диабетом.

В рамках мероприятий проекта были проведены следующие основные мероприятия:

- проведены три обучающих вебинара в формате видеоконференции для педагогического персонала общеобразовательных школ с целью повышения информированности о сахарном диабете, особенностях сопровождения детей и подростков с сахарным диабетом в учебном процессе, критических ситуациях, которые могут возникнуть в процессе обучения детей и подростков с сахарным диабетом, необходимых действиях для их устранения;

- подготовлены три обучающих видеоматериала по теме «школа и дети с сахарным диабетом» для педагогического персонала общеобразовательных школ;

- изданы тиражом 30 000 экз. обучающие методические материалы «Школа и дети с сахарным диабетом» для учителей общеобразовательных школ;

- организовано консультирование учителей общеобразовательных школ по вопросам, связанным с особенностями сопровождения детей и подростков с диагнозом «сахарный диабет» в учебном процессе, с методами предупреждения и купирования критических состояний.

Созданные в рамках проекта обучающие видеоматериалы размещены не только на сайте Санкт-Петербургского диабетического общества, но и на информационных ресурсах СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» и могут быть использованы не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах России.

Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка.

Более полутора тысяч человек и около 270 семей с детьми из 78 регионов принял второй инклюзивный всероссийский форум в Сургуте.

Три дня, с 10 по 12 апреля, 40 команд с участием представителей НКО, организаций образования, соцзащиты, здравоохранения, федеральных и региональных властей, вузов и бизнеса обсуждали вопросы образования в интернатных учреждениях, создания инклюзивной среды, организации питания и медицинской помощи в общеобразовательных школах.

Организаторы мероприятия – Агентство стратегических инициатив и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа.

В пленарном заседании II Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» в Сургуте приняла участие Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Львова-Белова.

Она сообщила, что вопросам инклюзии – организации питания и медицинской помощи в школах – детские омбудсмены уделяют в текущем году особое внимание. Эти направления включены в Карту действий уполномоченных по правам ребенка. Результатом должны стать анализ ситуации в регионах, поиск конкретных решений, а также апробация новых подходов.

«Инклюзивные процессы идут непросто: иногда не готовы учителя, иногда – родители, иногда – сами дети. Многие образовательные организации, куда ходят дети с инвалидностью и ОВЗ, сталкиваются с нехваткой педагогов с профильной подготовкой, учителей-дефектологов, тьюторов или ассистентов. Необходимо помнить, что инклюзивной школа становится тогда, когда соответствующая подготовка проведена и с педагогической командой, и с родительским сообществом, и с самими детьми», – подчеркнула Мария Львова-Белова.

Издание газеты "Диабет" произведено на условиях софинансирования в рамках мероприятий проекта "Школа и дети с диабетом", поддержанного грантом Президента РФ, предоставленным Фондом президентских грантов.

Газету «Диабет» можно бесплатно получить в общеобразовательных учебных учреждениях, городских диабетологических центрах, школах самоконтроля, поликлиниках, общественных районных приемных Санкт-Петербургского диабетического общества, кризисном центре «Диабет» (В.О., Средний пр., д.54)..

Электронная версия газеты «Диабет» размещена на сайте Санкт-Петербургского диабетического общества.

Ссылка на электронную версию газеты «Диабет»