Обращение Президента «Лиги пациентов» А.Саверского в Правительство РФ

     Приводим полный текст письма Президента Общероссийской общественной организации «Лига Пациентов» А.Саверского, где объективно обозначены проблемы лекарственного обеспечения, с которыми сталкиваются пациенты, в том числе, и больные сахарным диабетом, во многих регионах.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3039395792770536&id=100001004364269

 

                                                     Председателю Правительства Российской Федерации
                                                      Мишустину М.В.

                       Уважаемый Михаил Владимирович!

       «Лига пациентов» приветствует Ваше поручение и обеспокоенность по поводу отсутствия высокоэффективных оригинальных импортных лекарств, необходимых для лечения больных тяжелыми заболеваниями.
       По сообщению экспертов Информационно-аналитического портала «Гарант» из Государственного реестра лекарственных средств только в прошедшем, 2019, году было исключено 150 лекарственных средств. Причем, практически все они относятся к оригинальным препаратам высокого качества и с доказанной эффективностью и безопасностью в ходе клинических исследований.
        Одной из причин недоступности этих лекарств наряду с очевидными ошибками в регулировании цен и правил регистрации стала норма, применяемая при государственных закупках «третий лишний», введенная постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289, когда импортный препарат не допускался на торги, если есть хотя бы два отечественных.
         Мы просим рассмотреть возможность отмены этого Постановления по следующим причинам.
         Прежде всего, оно выполнило свою задачу, на протяжении нескольких лет на торгах закупаются в основном отечественные препараты. В итоге, как уже сказано, часть хороших препаратов ушла из России совсем, и они продолжают уходить, то есть становятся недоступными для пациентов.
          В итоге возникла проблема, о которой почти все эксперты предупреждали Правительство при принятии этого постановления - стал невозможен подбор эффективного лекарства. То есть даже тогда, когда врач видит, что лекарство действует не так, как надо, он не может подобрать эффективную терапию. И это не та ситуация, когда по жизненным показаниям или в случае индивидуальной непереносимости можно провести врачебную комиссию - речь идет о невозможности подобрать именно стабильное и эффективное лечение для большого количества пациентов.
Врачи говорят, что лечат не тем, что надо, а тем, что есть, тем, что купили. И сделать с этим практически ничего не могут.
         Связано это, в частности, с тем, что данное Постановление не создало требований к закупаемым по правилу «третий лишний» лекарствам. Единственный примененный в документе критерий – это указание на международное непатентованное наименование закупаемого лекарства. Ни режима применения, ни дозировки, ни состава вспомогательных веществ, ни сроки лечения, ни концентрация вещества, ни требования к качеству – ничего из этого не стало условием применения правила «третий лишний», а ведь для медицины – это важнейшие понятия.
         В то же время принятое недавно в Законе понятие «взаимозаменяемость лекарственных средств» позволяет без правила «третий лишний» отечественным дженерикам выигрывать торги (если их взаимозаменяемость с референтным препаратом подтверждена), поскольку дженерики по определению должны быть дешевле оригинала. И в сочетании с правилами проведения торгов понятие «взаимозаменяемость» позволяет отечественным производителям сохранить доминирующую позицию даже в случае отмены правила «третий лишний», а пациентам получать импортный препарат в том случае, если врач видит, что дженерик недостаточно эффективен.
       Таким образом, правило «третий лишний» стало избыточным и опасным для пациентов, не говоря уже об общих правилах равенства прав субъектов рынка и свободе конкуренции.
       Нет сомнений, что это приносит экономический ущерб, поскольку ненадлежащим образом пролеченный больной повлечет за собой дальнейшие расходы на его дополнительное лечение и реабилитацию.
    Мы также полагаем, что необходимо внести в закон об обращении лекарственных средств норму о недопустимости замены лекарств детям, если ранее применяемые ими лекарства были эффективны. Это было бы правильно и в отношении взрослых, которым следовало бы установить правило несменяемости эффективного лекарства хотя бы в течение года, при возможности замены терапии не более одного раза в год. Но дети – особый контингент, потому что они не могут осознанно выразить свое мнение и описать свое состояние.
        И последнее в контексте замены лекарств. Нам представляется совершенно необходимым вернуть врачу право выписывать то, лекарство, которое он считает нужным. На сегодняшний день это право пошло по рукам: с одной стороны – в аптеки, где задача стоит продать то, что дороже при наличии прямого коммерческого интереса, а с другой стороны - на государственные торги с учетом взаимозаменяемости, где задача купить то, что дешевле, экономя бюджет (это потом обходится дороже, но этого никто не считает). Получается, что врач не может лечить пациента тем, что считает нужным, подбирать терапию. Ему нужно хотя бы дать право назначать лекарство по торговому наименованию, когда он видит, что именно это лекарство эффективно для пациента.
       На основании изложенного прошу:

  1. Отменить Постановление Правительства РФ от 30.11.2015. "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
    2. Запретить замену эффективной терапии детям, а замену взрослым разрешить не чаще одного раза в год;
    3. Вернуть врачу право выписывать лекарства по торговым наименованиям в случае, если применяемая терапия не эффективна.